Вплавляемые IML этикетки:

отечественный рынок, производство и возможности развития с точки зрения профессионала

 

Конечными потребителями вплавляемой, или точнее вплавленной (in-mold label, IML) этикетки, являются обычные покупатели обычных товаров, то есть мы с вами. Но для произво­дителя IML-этикетки клиентом по традиционной схеме взаимо­действия является производи­тель полимерных изделий, имею­щий термопластавтомат  (ТПА) с роботом для подачи этикетки в пресс-форму. Сразу хочу пояс­нить, почему заказчик изделия с применением технологии IML не взаимодействует с производите­лем этикеток напрямую, хотя такая схема возможна. Процесс изготов­ления IML-изделий довольно сло­жен, и этикетки изготавливаются по индивидуальной технологии в зависимости от типа оборудова­ния, формы полимерного изделия, дизайна самой этикетки и многих других параметров.

 

Процесс взаимодействия про­изводителя этикеток и производи­теля тары, декорированной вплав­ленной этикеткой, происходит в несколько этапов: ф тестирование материалов; ® тестирование пробных партий этикеток, изготовленных по раз­личным технологиям или с при­менением различных материалов, оптимально 4-5 вариантов испол­нения;

® фиксирование результатов, выбор одного из вариантов испол­нения;

           ® изготовление промышленных 4 тиражей.

Производители тары

В производстве полимерных изделий, декорированных IML, в настоящее время доминирует технология литья под давлением — injection molding. В качестве сырья исполь­зуется полимерное сырье (гранулы

 

 

 

Схема изготовления изделий по технологии IML

 

 

Печать вплавляемых этикеток осуществляется на флексографской машине MPS EF 410

 

РР, РЕ) плюс добавки. О предприятиях, использующих эту технологию, и будет идти речь. В настоящее время в России их насчитывается5-8 лет и все они появились в последние около 15, не считая новых проектов, а большинство из них-в последние 3-4 года. Это и предприятия, дооснастившие имеющиеся ТПА роботами для подачи эти­кеток в пресс-форму, и совершенно новые производства, оснащенные под ключ.                            
По заявлению участни­ков рынка полимерных изделий, декорированных IML, рынок этот только зарождается, и появление новых производителей, а главное, потребителей таких изделий — дело нескольких ближайших лет.

 

Промоэтикетка типографии, выполненная по технологии in-mold

В настоящий момент в России есть типографии, которые пыта­ются производить этикетки для вплавления, но большую часть потребностей закрывают ино­странные производители из Израиля, Польши, Литвы, Бельгии и других стран Европы. При этом производители полимерной тары испытывают серьезные проблемы, связанные со сроками поставки, особенно в случае непредвиден­ных ситуаций. Цикл производства полимерной тары с IML-этикеткой от подачи заявки конечным потре­бителем до отгрузки декорирован­ной тары составляет 4-6 недель, но стоит заменить иностранного производителя этикетки на отече­ственного, и срок сократится до 2 недель. Понятно, что потребность в отечественном произвоэкспертов, потенциальный спрос дителе IML-этикеток есть, но есть составляет миллионы квадратных ли предложение... По оценкам метров в месяц.

 

 

 

 

 

Примеры этикеток и готовой продукции

 

Производители IML-этикеток

 

Если изготовление декорированных IML изделий в России только зарождается, то производство вплав­ляемых этикеток находится лишь на стадии принятия решения о создании, то есть в России еще нет произ­водителей, специализирующихся только на этом виде, есть лишь такие типографии, которые предлагают вплавляемые этикетки в качестве дополнительного

вида продукции наряду с основны­ми, как правило, самоклеящимися: рисковать не хочет никто.

На отечественном рынке толь­ко 4-5 типографий позиционируют себя как производителя этикеток для вплавления, кроме того, есть несколь­ко представительств иностранных типографий. Отечественные произво­дители изготавливают IML-этикетки методом высокой или флексографской узкорулонной печати. Высечка производится с запечатанных руло­нов ротационной высекальной маши­ной, на выходе этикетки складывают в пачки и упаковывают.

К примеру, линейка оборудования для изготовления вплав­ляемой этикетки включает в себя машину флексографской печати MPS EF 410, машину ротационной высеч­ки и стакирования Schober RSM 410, а также дополнительное упаковочное и контрольно-измерительное обору­дование.

Но приобрести оборудова­ние — лишь 10% успеха. Остальные 90% — отладить технологический

процесс и контроль его исполнения. Недостаточно закупить оборудова­ние, материал, краски и лаки, обучить персонал, главное — все эти компо­ненты соединить в единую техноло­гическую цепочку и организовать строжайший контроль исполнения технологических инструкций, заранее их разработав. Но все это возможно лишь при полном понимании уни­кальности конечного продукта, высо­кой культуре производства и тесной технологической связи с производи­телями полимерной тары — потре­бителями вплавляемой этикетки. Почему? Потому что зачастую выя­вить причину несоответствия эти­кетки требованиям процесса вплав­ления либо невозможно, либо весьма сложно, а несоответствующие усло­виям этикетки подлежат утилизации. Переработать бракованную партию тары экономически неэффектив­но, так как стоимость бракованного изделия превышает стоимость эти­кетки во много раз. Позволю себе немного затронуть технологию изго­товления этикеток для вплавления. Если опираться на опыт отечественных производителей, то материал - основа, представляющий собой многослойную ори­ентированную полипропиленовую пленку, запечаты­вается УФ-отверждаемыми красками и лакируется УФлибо ВД-лаком, рулон запечатанного материала устанавливается в высекальную машину, на выходекоторой — пачки с этикетками. Все вроде бы просто, но лишь на пер­вый взгляд. Для компаний, которые решили избрать этот путь в каче­стве стратегического направления развития, это процесс, полный сюрпризов и нюансов — отнюдь не приятных и в достаточной мере затратных.

Типографии, которые отраба­тывали технологию изготовления IML-этикеток методом проб и ошибок, заплатили высокую цену за успех, и именно этим обусловле­но отсутствие информации техно­логического плана.

Сказать, что в процессе изго­товления IML необходимо контро­лировать технологические пара­метры, значит не сказать ничего. Необходимы входной контроль сырья и материалов, требуется создать оптимальные условия хра­нения и транспортировки, обеспе­чить внутренний контроль техно­логических параметров изготовле­ния IML-этикетки: печати, высеч­ки, упаковки.

Проблемы и решения

Что же мешает отечественным типографиям, желающим произ­водить этикетки для вплавления?

Во-первых, ситуация с постав­щиками сырья, а именно материала-основы, красок и лаков. Как правило, это иностран­ные производители из Германии, Великобритании, Индии, Кореи и др. Ключевых факторов в ситуации с поставщиками несколько: отсут­ствие оперативного технологиче­ского сопровождения, продолжи­тельный срок и жесткие условия поставки. На сегодня в России есть официальное представительство одного производителя материа­лов для IML-этикетки — Innovia Films, а также несколько компаний, поставляющих материалы других европейских и азиатских произво­дителей.

Во-вторых, многие произво­дители полимерных изделий по причине малого опыта не имеют в штате квалифицированных опе­раторов и наладчиков ТПА, и зача­стую производитель этикеток для вплавления учится вместе с моло­дым сотрудником.

В-третьих, нет определенности с нормативными документами.

В-четвертых,отсутствует готовая технология изготовления вплавляе­мой этикетки. Иностранные про­изводители IML-этикеток имеют опыт работы от 7 до 15 лет, опыт отечественных производителей не превышает 3-4 лет.

Машина ротационной высечки и стакирования Schober RSM410

 

Тенденции развития

 

Перспективы развития есть: только в Татарстане за последние 5-6 лет появились и развиваются несколь­ко предприятий по производству полимерной тары для пищевых продуктов, декорированной вплав­ляемой этикеткой, и строится еще одно — по производству изделий хозяйственно-бытового назначе­ния — «Татпластик». В Ульяновской области строится завод Jokey Plastik — мирового лидера в про­изводстве полимерной тары, вклю­чая декорированную IML.

В будущем вижу развитие про­изводства полимерной тары, фор­мирующейся методом выдува, с вплавляемой этикеткой. Есть живые примеры: канистра для масла «Лукойл». Российский рынок полимерной тары, декорированной по технологии IML, требует нали­чия производителя этикеток для вплавления, расположенного на территории Российской Федерации. И на мой взгляд, появление таково­го — дело нескольких лет.

Комментарии специалиста :

Вплавляемые этикетки печатаются раз­личными способами, наиболее распро­страненный из них — флексография. Для этого способа компания INX разработала краски серии INXFlex с максимальной пигментацией и хорошей текучестью, благодаря чему они популярны не только в России, но и во многих странах мира. Краски INX в Россию поставляет ТПП «Химзавод №5» ГК «Танзор».

 

Специально для печати вплавляе­мой этикетки способами высокой или офсетной печати УФ-красками INX соз­дала высокопигментированные краски INXCure с высокой адгезией к невпитывающим подложкам. В ассортименте INX присутствуют и специальные лаки для in-mold-этикетки, наносимые как глубо­кой печатью, так и флексографским спо­собом. Особенно следует обратить вни­мание на УФ-лак для нанесения глубокой печатью.

Сегодня вплавляемые этикетки востре­бованы, в основном, в пищевой промыш­ленности. В большинстве стран Европы приняты жесткие требования по вторич­ной переработке пластиковой тары: для утилизации ПЭТ-бутылки с необходимо предварительно отделять бумажную эти­кетку, что влечет за собой удорожание всего процесса. Нужны этикетки, изго­товленные из одного материала с тарой. В отличие от Европы в России рынок по переработке полимерных отходов только формируется. А значит, рост спроса на вплавляемые этикетки впереди.